Датчики тормоза: что это, разновидности, как подключать, установка тормозных ручек с датчиками
Тормоза электрического велосипеда — насколько они важны? Безусловно, очень важны! Впрочем, как и для любого другого скоростного средства передвижения. В этой теме я хочу поговорить о предназначении тормозных датчиков электробайка, об их разновидностях, принципах работы и о способах подключения к контроллеру. Также будет затронут вопрос установки ручек тормоза с датчиками на велосипед.
Содержание:
- Предназначение тормозных датчиков.
- Кнопочный датчик.
- Магнитный датчик.
- Подключение к блоку управления.
- Тормозные датчики для велосипедов, где замена тормозных ручек невозможна.
- Процесс установки тормозных ручек с датчиками.
Предназначение тормозных датчиков
Представьте себе такую ситуацию: вы прикатили на электровело на какое-нибудь массовое мероприятие, встретились с друзьями, притормозили и начали общаться с ними, вот только выключить своего электрифицированного железного коня — забыли. Тут в какой-то момент к вашему аппарату приблизился один из друзей, который раньше никогда не имел дело с такой техникой и прикола ради решил покрутить ручку газа, абсолютно не подозревая, какими последствиями может обернуться данные манипуляции. Естественно, двухколёсное изделие тронется.
Вы такого каприза судьбы также не ожидали, поэтому можете упасть или сами, или врезаться в гражданина, который безмятежно расположился на вашем пути.
Аналогичная ситуация может случиться с райдером если он остановился на переходе, ждёт нужного момента, когда можно будет переехать и кто-то случайно, а может и сам велосипедист, задел педаль электробайка, что привело к срабатыванию PAS-сенсора. Девайс двинется на проезжую часть, вероятно, вместе с райдером и чем большей мощностью обладает агрегат, тем непредсказуемей будет исход неожиданного манёвра.
Вот как раз чтобы не возникало таких экстремальных недоразумений, на тормозные ручки и монтируются датчики, которые позволяют даже при слабом воздействии на орган управления тормозом, отключить подачу питания силового агрегата. Таким образом, происходит экономия электроэнергии аккумуляторной батареи, а также предотвращаются излишние перегрузки электродвигателя велосипеда в процессе торможения.
Ещё одним предназначением тормозных датчиков является задействование рекуперации (если таковая предусмотрена) на электрифицированных велосипедах и мотоциклах с прямоприводными двигателями.
Ну а далее, мы обсудим разновидности тормозных датчиков.
Кнопочный датчик
Это самый распространённый на сегодня тип тормозного датчика, исполненный в виде простой кнопки, замыкающей или размыкающей два контакта при воздействии на тормоз. Его можно обнаружить в ручках идущих в одном комплекте c Bafang mid-drive.
Тормозной курок прилагающийся к комплекту Bafang
В таком механизме при воздействии на рычаг будут замыкаться два провода, тянущиеся к блоку управления электробайка. Внутри ручки дислоцируется та самая кнопочка, но если мы внимательно посмотрим на герметичный разъём обсуждаемого приспособления, то увидим, что там реально не два контакта, а на один больше. Откуда 3-й контакт и какое у него вообще назначение?
Весь секрет в том, что имеет место ещё один вид тормозных датчиков, который функционирует по трёхпроводной схеме. Трёхконтактный разъём разработчики устройства применили для универсальности, дающей возможность вместо этих тормозных ручек подсоединить другие, те, которые работают по трёхпроводной схеме. Их мы будем рассматривать в следующем разделе.
Итак, чем кнопочное исполнение может порадовать владельца электровелосипеда? Очевидно — своей простотой! А вот недостаток кроется в том, что кнопка, как и любой механический компонент, постепенно износится и выйдет из строя.
Некоторые любители делать всё собственными руками, собирают тормозные датчики в основе которых микропереключатели, однако данные изделия, в основном, высокой степенью надёжности похвастать не способны и к тому же, смотрятся они не очень привлекательно.
Магнитный датчик
Многие пользователи могут предположить, что датчик магнитного типа оснащён герконом. Для тех кто не знает, что такое геркон, поясню. Это сокращение от «герметизированный контакт» — электромеханическое приспособление, состоящее из загерметизированной колбы с парой контактов находящихся в ней. Когда это устройство оказывается в магнитном поле, происходит замыкание контактов, а когда поле пропадает — контакты размыкаются.
Геркон
Так вот, геркон, как и любой механизм, изнашивается и приходит в негодность. Именно по этой причине, его сменили датчики Холла (ДХ). Такой датчик активируется оказавшись в магнитном поле. У него имеются три вывода: «+5В», «GND» и сигнальный. «+5В» и «GND» — питание датчика, с сигнального же идёт выходной сигнал. Провода тянутся от ДХ к блоку управления.
Датчик Холла
Достоинство ДХ — надёжность! Если конструкция собрана качественно, то прослужит она весьма длительное время. А вот к минусам относится потребность в ещё одном проводе питания к датчику и применение добавочного элемента, роль которого играет магнит.
Для активации ДХ, мимо него должен проходить магнит. Вот тут-то и возникает интересный вопрос: каким образом прочно зафиксировать датчик и магнит на тормозном рычаге, чтобы при передвижении рычага магнит двигался над датчиком?
Перед нами самый востребованный на Aliexpress тормозной датчик. Помимо самих датчиков, к комплекту прилагаются магниты и двухсторонний скотч высокого качества от компании «3M».
Итак, сам продавец советует монтировать оборудование таким образом: корпус датчика приклеиваем к корпусу тормозного курка, а магнит в свою очередь приклеивается на саму ручку.
На изображении приведена эта самая вариация установки
Хорошо смотрится — не правда ли? Но, не всё так радужно! Отзывы велосипедистов о данном оборудовании носят не совсем положительный характер. В одном случае, пользователь внедрил магнит не от этого набора, зафиксировав его на пластине изготовленной из металла и прижав её к ручке посредством стяжек.
В другой же ситуации, датчик и магнит установлены так, как предписал производитель, но вдобавок было произведено усиление стяжками. Однако, если обратить внимание на промежуток между магнитом и датчиком, то получается, что такая схема вряд будет функционировать адекватно.
Нейлоновые хомуты плохи тем, что по ходу дела утрачивают свою эластичность и по итогу ломаются. Естественно, это нужно учитывать.
В России имеется конторка, занимающаяся изготовлением e-bikes, также специалисты разрабатывают и изготавливают тормозные датчики для гидравлических тормозов. Называется эта фирма Electronbikes. Произведённые ими ДХ располагаются внутри корпуса изготовленного из анодированного алюминия, добротно зафиксированного на ручке тормоза. Магнит закрепляется на штоке посредством переходного элемента.
Это их тормозной датчик на Avid Elixir 9 Trail. Анодное оксидирование ещё не произведено.
Соединения винтового типа, дают устройству достаточно высокую степень надёжности, а после процедуры анодирования, когда узел приобретёт чёрный окрас, такое изделие должно выглядеть довольно солидно.
Ещё парочка их разработок: Avid Elixir 1 (первое изображение) и Hayes Nine (второе изображение).
Подключение к блоку управления
Приведённые в теме тормозные датчики оснащены на конце провода герметичным разъёмом, предназначенным обычно для стыковки с интеграционным кабелем (ниже на фото). Он присутствует в наборе Bafang mid-drive.
Посредством кабеля, датчики органов управления тормозными механизмами подсоединяются к блоку управления, размещённому в корпусе центрального силового агрегата.
Вариант с интеграционным кабелем даёт возможность упростить ремонтные работы и обслуживание. К примеру, если возникает потребность в замене тормозной ручки, ручки акселератора или монитора, можно будет просто расцепить разъём на руле, а не вытаскивать весь кабель, идущий на устройство управления.
Если вы приобретаете недорогостоящий комплект с МК, скорее всего в ваше распоряжение достанутся ручки Wuxing, оснащённые удлинёнными проводами и негерметичными разъёмами на конце. Такое приспособление не самым лучшим образом скажется на эстетической составляющей электробайка, из-за наличия большого количества проводки, и не стоит рассчитывать на лёгкую диагностику и упрощённые ремонтные мероприятия по ходу эксплуатации средства передвижения.
Итак, занимаемся подсоединением. На блоке управления для подсоединения тормозных датчиков предусмотрена пара разъёмов. Отличить их нетрудно — они подключены параллельно. Если брать во внимание интеграционный кабель, то там это соединение находится на руле, а на устройство управления в кабеле идёт не четыре провода, а два.
Однако, что делать если перед нами не двухпроводная система с датчиком-кнопкой, а трёхпроводная, с ДХ? Где найти 3-й проводок? Реально, сложного здесь ничего нет: 3-й провод — это питание ДХ — напряжение +5 V. Его можно без опаски брать с питания ДХ, смонтированного на ручке акселератора. Он там чуть отличается, но также питается от +5 V.
Нам нужно найти разъём ручки акселератора по инструкции устройства управления из приобретённого вами комплекта. Далее отыскиваем на нём контакт с напряжением +5 V и припаиваем параллельно провод, используемый в качестве отсутствующего контакта на разъёмах тормозных датчиков.
Тормозные датчики для велосипедов, где замена тормозных ручек невозможна
Как мы уже выяснили в первом разделе темы, датчики торможения встраиваются в тормозные ручки электровелосипеда. Активируются они при воздействии на курки и отдают сигнал блоку управления, тот в свою очередь прекращают подачу питания на моторизированное колесо.
Однако тут возникает малоприятная ситуация: при переделке традиционного велосипеда в электробайк, замена ручек иногда бывает неосуществимым техническим манёвром. На вело с солидным ценником, тормозные ручки могут быть исполнены в едином корпусе с переключателем передач. К сожалению, произвести замену таких изделий на модификацию с датчиками — не выйдет. Однако, данный вопрос всё-таки решаем.
Для таких великов специально разработаны датчики, которые внедряются в тормозные тросики. Отдать денег за такие устройства придётся больше, чем за ручки тормозов оборудованные датчиками. Но, подавать сигнал блоку управления — не единственная их функция. Эти детальки оснащены ещё и светодиодами красного цвета, которые активируются при торможении играя роль «стопа». Конечно, такое свечение не слишком заметно в дневное время, однако в затемнённых условиях одиночный огонёк проявляет себя во всей красе.
На тормозных датчиках смонтированных на тормозных тросиках, имеется третий провод. Это немного необычно, так как в стандартных ручках оборудованных датчиками торможения применяется 2-х проводная система. Так что, когда будете подбирать компоненты для электрификации велосипеда с использованием датчиков в тормозных тросиках, помните об этом, ведь понадобится блок управления с соответствующим разъёмом.
Процесс установки тормозных ручек с датчиками
И напоследок разберёмся с таким вопросом, как монтаж на электровело ручек тормоза, ведь эта информация, никогда лишней не будет.
1. Если в распоряжении «подопытного» тормоза V-brake, то для замены понадобится:
✓ снять старую ручку тормоза;
✓ внедрить на её место новое изделие;
✓ приспособить к нему трос.
По итогу, с одного курка будет идти параллельно и электронное торможение и механическое.
2. Если стояла дисковая механическая вариация тормозов, то замена идентична приведённой выше.
3. Если на электрифицируемом вело имеет место дисковая гидравлика, можно выбрать несколько исходов:
✓ Отказываемся от установки новой ручки тормоза — оставляем тормозную систему не тронутой. В этом случае электрический силовой агрегат будет использоваться как на мопеде: акселератор бросаем, на тормоз воздействуем, рекуперации нет.
✓ Подвергаем замене фронтальный либо задний тормоз на дисковую механику и ставим для неё новую рукоять с датчиком. При воздействии на рукоять тяга электродвигателя отключится при любой позиции органа управления газом, и стартует рекуперация, если она конечно предусмотрена. Другая рукоять будет функционировать независимо.
✓ Демонтировать гидравлические тормозные механизмы и установить на их место механику с новыми ручками. При воздействии на одну или две тормозные ручки, тяга силового агрегата отключится при любой позиции ручки газа, и в игру вступит рекуперация, если она предусмотрена.
✓ Организовать вместо механических рычагов совмещённый гидравлический и электронный тормоз. По итогу пользователь получает в своё распоряжение новую гидравлику и вдобавок рекуперацию.
Заключение
Итак, что мы имеем по итогу: самый распространённый датчик кнопочного типа, отличается своей простотой, однако он не является долгоиграющим устройством, так как со временем неизбежно износится и приспособление придётся подвергать замене.
А вот его оппонент, магнитный датчик, переигрывает своего конкурента по надёжности и продолжительности эксплуатации. Если устройство собрано качественно, то всего этого гарантировано от него можно ожидать. Но такой девайс нуждается в ещё одном проводе питания и в нём используется дополнительный элемент — магнит.
Ну, а если на вашем велосипеде невозможно заменить тормозные ручки, отдайте предпочтение датчикам встраиваемым в тормозные тросики.
Так что, тщательно проанализируйте ситуацию, чтобы выбрать для себя наиболее подходящий вариант — ведь от чёткости работы тормозов, зависит очень многое и в первую очередь, ваша личная безопасность.